Песни русского воскресения. Православная  музыка.
Предание.ру


Календарь

Покров Пресвятой Богородицы

День памяти

Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (икона)
Ап. от 70-ти Анании (икона). Прп. Романа (икона) Сладкопевца. Прп. Саввы Вишерского, Новгородского. Мч. Домнина (икона) Солунского. Прмч. Михаила, игумена Зовийского, и с ним 36-ти преподобномучеников. Празднование в честь Хитона Господня и Столпа Животворящего (Груз.). Собор Молдавских святых. Сщмч. Алексия пресвитера. Сщмч. Михаила пресвитера. Сщмчч. Александра, Георгия (икона), Николая пресвитеров, мч. Иоанна. Люблинской, Псково-Покровской, Браиловской, Касперовской (икона), Гербовецкой (икона), и Барской икон Божией Матери.

Евангельские Чтения


Таинство Миропомазания


Таинство Миропомазания                                                                      Миропомазание

       Миропомáзание - есть Таинство, в котором верующему, при помазании освященным Миром частей тела, во имя Святого Духа, подаются дары Святого Духа, возращающие (способствующие росту) и укрепляющие в жизни духовной.

      Таинство Миропомазания состоит из двух священнодействий, разделяемых временем и местом их совершения.

1. Приготовление и освящение Мира, совершаемое раз в несколько лет.

2. Помазание освященным Миром новокрещенного, совершаемое священником непосредственно после Таинства Крещения.

      Несмотря на видимую разделенность этих священнодействий во времени и месте их совершения, между ними существует та же внутренняя органическая связь, что и между двумя частями Таинства Евхаристии: преложением Святых Даров и причащением ими православных христиан.

                                                                                                                  Цель совершения Таинства.  
        
       Необходимо знать, что в истории распространения веры Христовой Таинство Миропомазания "заменило" собой схождение на уверовавших Святого Духа, первый раз состоявшееся в день Пятидесятницы. После того как Святой Дух сошел на апостолов, они сами стали своей молитвой и возложением рук низводить Его на уверовавших во Христа и иногда даже еще не крещенных людей. Таким образом, в позднейшем Таинстве Миропомазания верующим подавался тот же дар, что и апостолам в день Пятидесятницы - "дар Святого Духа". Как сказал в этот день апостол Петр народу, да крестится каждый из вас <…> и получите дар Святаго Духа (Деян. 2; 38).

        В этом Таинстве осуществляется взятие человека в "удел" (1 Пет. 2; 9) Божий, в результате чего он должен стать храмом Святого Духа. Благодатью, даруемой в Таинстве Миропомазания, в душе человека пробуждается внутренняя духовная жажда, которая не позволяет ему "успокоиться на одном земном и материальном, но всегда зовет к Небесному, к вечному и совершенному.Все Таинства Православной Церкви имеют смысл и являются спасительными только в том случае, если жизнь христианина соответствует тем дарам, которые он в них получает. Таинство Миропомазания завершает благодатный процесс вступления нового человека в Церковь, начатый в Таинстве Крещения.


                                                                                      История установления Таинства и развитие его чинопоследования

       Как и остальные Таинства Христовой Церкви, Таинство Миропомазания имеет Божественное установление. Первоначально, в апостольское время, это Таинство совершалось в иной, чем сейчас, форме - через молитву и возложение рук апостолов на главу верующих. В книге Деяний святых апостолов описывается, как Петр и Иоанн возложили руки на самарян, чтобы они приняли Святого Духа, ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса (Деян. 8; 16). Плодом этого были иногда видимые и ощутимые проявления благодати: верующие начинали говорить на незнакомых языках, пророчествовать и совершать чудеса.

       Но по мере увеличения числа крестившихся эта внешняя форма Таинства (руковозложение) была заменена помазанием Миром определенных частей тела. Благодаря этому, необходимость личного участия апостолов в совершении Таинства отпала и они смогли полностью отдаться своей главной, заповеданной им Христом цели. Таинство же Миропомазания стали совершать поставленные апостолами епископы и пресвитеры.

      В древней Церкви Таинство Миропомазания не было выделено в самостоятельное чинопоследование и составляло вместе с Крещением одно целое. В это время два Таинства только начинают отделяться друг от друга.

      Но уже в III и IV веках чин Миропомазания достигает своего полного развития и слагается из тех элементов, какие в него входят и в настоящее время: помазание святым Миром (с произнесением слов: "Печать дара Духа Святаго. Аминь"), соединенное с молитвой и крестным знамением, которое называлось печатью (греч. - сфрагис).



                                                                                                          Чинопоследование Таинства Миропомазания

                                                                                                                        Схема чинопоследования

1. Помазание святым Миром.

2. Хождение вокруг купели.

3. Обряды восьмого дня (Омывание святого Мира).

4. Пострижение власов.


                                                                                                                       Помазание святым Миром

      Таинство Миропомазания совершается непосредственно после Таинства Крещения. Как только крещенного одели в белую одежду, священник читает над ним молитву и помазывает его святым Миром:

      "И по молитве помазýет крестившагося святым Миром, творя креста образ: на челе, и очесéх, и ноздрéх, и устéх, и обоих ушесéх, и пéрсех, и руках, и ногах (наносит знак креста на лоб, веки, ноздри, на уста и уши, на руки и верхние части стоп), и глаголя:

      "Печать дара Духа Святаго. Аминь"". Эти слова являются тайносовершительной формулой Таинства Миропомазания и произносятся при помазании каждой части тела.

       Эта "Печать дара Духа Святаго" сохраняет и защищает нашу целостность, это знак нашего высокого призвания, это начало обожeния, которое, начавшись в этот момент, должно быть бесконечным.

       Перед совершением Миропомазания тело крещенного насухо вытирается, особенно те места, которые будут помазаны. В указаниях для священнослужителей говорится, что помазывать части тела святым Миром следует "не скудно". Восприемникам и всем, присутствующим при совершении Таинства, следует знать, что до омовения помазанных частей тела никто не должен прикасаться к ним руками.


                                                                                                                         Хождение вокруг купели

       Это шествие совершается в ходе чинопоследования Миропомазания непосредственно после помазания крещаемого святым Миром. Крещенный со свечой в руках и его восприемники под руководством священника трижды обходят вокруг купели, в направлении против движения солнца. В это время поется стих: "Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекóстеся. Аллилуиа" (трижды). Если крестят младенца, свечу держат его восприемники. Как уже упоминалось, крестный ход, с которого начинается Пасхальное богослужение, в древности был шествием новокрещенных в храм.


                                                                                                                         Омывание святого Мира

       Обряд омывания святого Мира относился в древности к так называемым "обрядам восьмого дня", которые совершались над новокрещенным по истечении указанного срока. До этого времени крещенный в Великую Субботу человек не мылся и не снимал белых одежд. В современном чинопоследовании данный обряд совершается в этот же день.

       Священник читает молитвы, в которых просит Господа сохранить на новопросвещенном духовную печать непоруганной, помочь, защитить его и даровать ему верность и терпение: "... щит веры его не навeтован от врагов соблюди; нетления одежду, еюже одеялся, нескверну в нем и неблaзнену сохрани...".

       Затем священник, читая вторую молитву, кладет руку на голову новокрещенного, произнося слова: "... возложи на него руку Твою державную и сохрани его в силе Твоея благости, некрaдомо обручение сохрани и сподоби его в Жизнь Вечную и в Твое благоугождение".

Потом "разрешает пояс отрочате и пелены" и, соединив края их, омокает их в чистую воду и кропит новокрещенного, говоря: "Оправдался еси, просветился еси, освятился еси, омылся еси именем Господа нашего Иисуса Христа, и Духом Бога нашего".

       Затем совершает губкой, напоенной чистой (теплой) водою, самое омовение частей тела, помазанных елеем и Миром, произнося слова:

"Крестился еси, просветился еси, миропомазался еси, освятился еси, омылся еси; во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь".

Произносимые при омывании святого Мира слова имеют свое значение:

"оправдался еси" - указывает на прощение грехов;

"крестился еси" - на освящение души и тела в водах Крещения;

"просветился еси" - на просвещение души верою;

"миропомазался еси" - на Таинство Миропомазания;

"освятился еси" - относится к Причастию, которое новокрещенные получали в древней Церкви в течение семи дней;

"омылся еси" - указывает на совершённый обряд омовения.


                                                                                                                            Пострижение власов

       Пострижение власов с древности было символом послушания и жертвы. Этот обряд предваряется молитвой, в которой священник испрашивает благословение Божье на новокрещенного. Затем крестовидно постригаются волосы на голове крестившегося. Священник при этом произносит:

"Постригается раб Божий (имярек) во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь".

       Пострижение волос на голове совершается в том же порядке, в каком благословляется голова: вначале постригается затылок, потом - верхняя часть лба, дальше - правая и левая стороны.





Возврат к списку