"Азбука веры"
Телеканал "Союз"


Календарь

Рождественский пост.

Разрешается рыба.


Преподобный Савва Сторожевский

День памяти

Прор. Софонии (икона). Прп. Саввы (икона) Сторожевского (Звенигородского). Прп. Феодула Константинопольского. Прп. Иоанна молчальника, бывшего еп. Колонийского. Сщмч. Феодора (икона), архиеп. Александрийского. Прп. Георгия Черникского (Рум.). Сщмч. Андрея пресвитера. Сщмч. Николая пресвитера. Св. Георгия исп.

Евангельские Чтения


История Храма

Фасад горнозаводской богадельни в г.Барнауле. Рисунок из альбома гравюр второй части книги К.Ледебура "Путешествие по Алтайским горам и джунгарской Киргизкой степи".Берлин,1829г. Димитриевская церковь была одной из первых каменных церквей г. Барнаула. Она была возведена в первой трети XIX века при здании, предназначавшемся для инвалидного дома, или горнозаводской богадельни. Инициатором построения в Барнауле горнозаводской богадельни с церковью был Пётр Кузьмич Фролов(портрет) – талантливый организатор и администратор. В январе 1817 года он был назначен начальником Колывано-Воскресенских заводов. Он много потрудился для упрочения горно-металлургического комплекса Алтая, принадлежавшего собственно государю императору. Помимо этого он положил начало писчебумажному производству и полиграфии в Западной Сибири. При нём в Барнауле появилась типография, была построена бумажная фабрика.

В 1820 г. П.К. Фролов предоставил Кабинету Е.И.В на утверждение положение об устройстве горнозаводской богадельни. 13 марта 1822 года кабинет Е.И.В. утвердил учреждение в Барнауле горнозаводской богадельни на 50 человек.

6 июля 1822 г. П.К. Фролов предоставил на утверждение в кабинет Е.И.В. положение об устройстве домовой церкви для богодельщиков. Кабинет одобрил намерение начальника Колыванско-Воскресенских заводов, и П.К. Фролов получил предприсание, дававшее ему право на воплощение замыслов.

В январе 1827 года он предоставил в Барнаульское духовное правление план и фасад церкви при богадельне. Они были направлены в Тобольскую духовную консисторию. Чертежи были рассмотрены и утверждены. В марте 1827 г. они были возвращены в Барнаульское духовное правление.

Руководил работами по возведению храма до августа 1829 г. Лаврентий Иванович Иванов, выпускник Академии художеств. С его приездом начинается оживление строительной деятельности. В 1828 году были проведены дренажные работы и был заложен фундамент Димитриевской церкви. Строительные работы шли дальше. И 6 февраля 1831 г. управляющий Барнаульской горной конторой маркшейдер Родственной сообщил в Барнаульское духовное правление об окончании работ в богадельной церкви.

Димитриевская церковь представляла собой равноконечный крест с восьмигранной центральной частью, её внутреннее пространство хорошо освещалось окнами. Пол в храме был сложен из шлифованных гранитных плит и красных и белых кирпичей, расположенных паркетом. Отопление церкви осуществлялось четырьмя печами. Колокольню сделали на стене здания богадельни, приближенной к церкви.

30 апреля 1831 года церковь во имя святителя Димитрия, митрополита Ростовского, чудотворца, была освящена. Строительство Димитриевской церкви, начатое архитектором Л.И. Ивановым, завершил Яков Николаевич Попов.

К 1835 г. выявились проблемы с конструкцией купола Димитриевской церкви, было принято решение разработать проект перестройки церковного купола. Перестройка купола затянулась на несколько лет: не хватало рабочих рук, были проблемы с заготовкой и доставкой в Барнаул кровельного теса и листового железа.К 13 февраля 1840 г. новый купол был установлен.

Строительство богадельни для отставных горных и заводских служителей завершили в 1843-м году. Однако здание богадельни никогда не использовалось по назначению.

Здание Главного управления Алтайского округа, строившееся для горнозаводской богадельни, с церковью Димитрия Ростовского. 1912г. В 1835 году в нём разместилось горное училище. Так было до 1872 года. Затем в здании, строившемся для богадельни было размещено Алтайское горное правление (с 1883 г. – Главное управление Алтайского горного округа, с 1896 г. – Главное управление Алтайского округа).

18 мая 1831 года указом Тобольской духовной консистории штатным священником Димитриевской церкви был назначен Афиноген Пантелеев. На тот момент ему был 41 год, вдовый, в семействе – 5 детей (трое мальчиков и две девочки). Он был сыном священника, по окончании курса в Тобольской семинарии посвящен во диакона, а в январе 1815 года – в священника в Барнаульской Захарьевской церкви. Церковником (дьячком) был назначен Александр Стефановский.

Афиноген Алексеевич Пантелеев прослужил в Димитриевской церкви до 1835 года. Его сменил священник Василий Михайлович Попов, сын дьячка. Пономарем служил Наркис Прокопьевич Заводовский, сын священника.

В 1846 году в Димитриевскую церковь назначен Александр Васильевич Тюшев, также сын священника. В 1841 году по распоряжению начальства он был определен благочинным над церквами Бийского округа. Его попечением и заботой вновь образовано девять приходов и построено в них десять церквей.

В 1850 году по указу Святейшего Синода к штату Димитриевской церкви был добавлен ещё и диакон. С 19 июля 1863 года дьячком в церкви служил Василий Афанасьевич Попов. Наконец, в 1873 году в Димитриевскую церковь пришёл служить выпускник Томской духовной семинарии Иоанн Евлампиевич Горетовский, также сын священника. Со времени освящения храма в 1831 году была создана небольшая библиотека, которая состояла из 12 наименований. Ежегодно библиотека пополнялась.

С течением времени Димитриевская церковь, оставаясь домовой церковью для богодельщиков и воспитанников Барнаульского горного училища, стала главным храмом и для учащихся почти всех учебных заведений.

Часовня и вход в сад Димитриевской церкви с Пушкинской улицы.[1910-e г.г.] В августе 1904 года была освящена часовня.

Хор при Димитриевской церкви был изначально сформирован в основном из учащихся окружного училища. За певчих очень радел директор училища, который и производил оплату своим хоровикам из средств, получаемых от Главного управления. В хоре принимали участие и так называемые «посторонние лица». Хор Димитриевской церкви считался лучшим в городе. Регентом много лет безвозмездно служил учитель пения реального училища Сергей Васильевич Ракин. После него регентом хора был прекрасный музыкант, органист Антоний Иванович Марцинковский, который любил ставить сложные произведения. Он часто ставил целые литургии одного и того же композитора, например М.М. Ипполитова-Иванова, С.В. Рахманинова и других.

В Димитриевской церкви всё внушало сильное впечатление: здание огромное, круглое, роскошно украшенное.

В 1916 году 3 мая в храме состоялось знаменательное событие – во время пребывания в Барнауле Митрополита Московского и Коломенского Макария состоялась архиерейская служба. Перед окончанием Литургии один из священников с благословения митрополита произнес по его брошюре проповедь о воспитании детей. По окончании службы все пришедшие в Димитриевский храм вышли в церковный сад, где владыка обратился к ним с речью. Заканчивая речь, митрополит Макарий сказал: «Нам будут благодарны будущие поколения, если мы сумеем сохранить старые устои и православную веру».

Наступил 1917 год, пришли богоборческие времена. Если на январь 1917 года в документах по налоговому сбору о. Иоанн ещё значился настоятелем Димитриевской церкви и законоучителем местного реального училища императора Николая II, то в 1918 году он только законоучитель в реальном училище.

Газета «Голос труда» за 9 марта 1918 года опубликовала список упразднённых должностей по управлению Алтайского округа с 1 марта (нового стиля) 1918 года. Среди сотни упразднённых лиц – протоирей Горетовский, диакон Удонов, псаломщик Куличенко. Все остались без средств существования. Ведение метрических книг для записи родившихся, бракосочетающихся и умерших было возложено на церковь указом Святейшего Синода от 20 февраля 1724 года. Законы советской власти от 1918 года лишили церковь этой священной, исключительной по важности, обязанности. Церковные метрические книги подлежали изъятию.

25 мая 1920 года попечительский совет Димитриевской церкви получил указание по постановлению губревкома в трехдневный срок освободить помещение церкви. По просьбе попечительного совета время освобождения помещения было увеличено до недельного срока, за всякую задержку этого предписания было наказание – арест.

На заседании коллегии губернского отдела народного образования 10 июня 1920 года среди других вопросов рассмотрели и вопрос «Об учреждении художественного музея в бывшей Димитриевской церкви». Рассмотрев предложение комиссии, члены коллегии постановили: «Создать в помещении Димитриевской церкви центральный художественный музей».

Музей был открыт, но просуществовал недолго. Наступивший вскоре НЭП с его неумолимым хозрасчётом положил конец многим нерентабельным культурным начинаниям.

Кинотеатр 1-й "Союзкино" в здании Димитриевской церкви[1930-e г.г.] Все попытки в начале 1920-х годов сохранить Димитриевскую церковь как памятник архитектуры и истории не увенчались успехом. Куда делись церковные ценности, иконы, картины, составляющие благолепие храма, неизвестно. Неоднократные обращения верующих к представителям новой власти вернуть им Димитриевский храм для богослужений оказались безуспешными.

Спортивная коробка на месте сада Димитриевской церкви[1960-е г.г.] В 1926 году из-за нехватки помещений здание Димитриевской церкви приспособили под кинотеатр. По имеющимся сведениям в храме расположился кинотеатр детской комиссии. 31 октября состоялось открытие в Димитриевской церкви кинотеатра «ДЭКА» демонстрацией фильма «Намус (Честь)». Так храм был превращен в место отдыха и «разумного развлечения трудящихся масс».

В годы Великой Отечественной войны Димитриевский храм подвергся новым переделкам – в нем разместился цирк.

В ноябре 1948 года в связи с прекращением работы Госцирка, исполнительный комитет Барнаульского городского Совета депутатов принял решение о передаче помещения под Дом физической культуры для развития физкультурной и спортивной работы в городе. В здании бывшего Димитриевского храма был устроен спортзал, в нём расположилось спортивное общество «Спартак». Сад перед церковью был уничтожен. На его месте в 1954 году установили хоккейную коробку для игр барнаульской команды «Спартак».

С тех пор часть старинной Демидовской площади назвали площадью «Спартак». Спортивное общество просуществовало довольно долго. В 1955 году верующие христиане обратились к председателю Президиума Верховного Совета СССР Ворошилову К.Е. (копия была направлена председателю Совета Министров СССР Н.А. Булганину, первому секретарю ЦК КПСС Н.С. Хрущеву, председателям церкви при Совете Министров СССР Г.Г. Карпову) с ходатайством об открытии в г. Барнауле второго храма (в то время действовала только одна церковь – во имя Покрова Пресвятой Богородицы). Ходатайство тогда не было удовлетворено.

В 1933 году скончался отец Иоанн Горетовский. Из письма сына отца Ионна сестре Лизе: «Отпевали папу как священника в кладбищенской церкви. Похоронили как бы окружённого кругом деревьев. <…> В день смерти папы я почувствовал себя сиротой, почувствовал, что со смертью папы что-то порвалось в моих отношениях со всеми родными и знакомыми, о жизни которых я знал из папиной переписки…».

Возвращенный Православной Церкви храм Святителя Димитрия Ростовского, г. Барнаул. 1999г.

23 апреля 1993 года вышло распоряжение Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина «О передаче религиозным организациями культовых зданий и иного имущества религиозного назначения». На основании распоряжения Президента Администрация Алтайского края постановлением №201 от 20 июля 1993 года утвердила программу поэтапной передачи в собственность Православной Церкви культовых зданий или строений. В списке храмов по поэтапной передаче зданий Димитриевская церковь стояла девятой, в ней тогда располагалось общество инвалидов Центрального района. Дата передачи – 1995–2000 годы, с пометкой «Здание аварийное, требует ремонта и реставрации. Нужно государственное финансирование».

Хотя о здании церкви было сказано «аварийное, требует ремонта и реставрации», но по сути это были руины. Поэтому настоятелем Димитриевской церкви был назначен о. Николай Войтович, один из старейших и опытных в возрождении и строительстве храмов священник.

отец Николай Войтович Николай Войтович родился 17 марта 1937 года в белорусском селе Залозки. В 1944 году его отец, Павел Войтович, принял сан священника и его направили на служение в одну из сельских церквей. К окончанию школы Николай уже твёрдо решил стать священником, как его отец и старший брат. В 1954 году он поступил в Минскую духовную семинарию. Сдав экзамены экстерном на «отлично», был принят сразу на второй курс. В 1958 году при распределении молодой диакон сам попросил направить его в Сибирь. Митрополит Новосибирский Нестор назначил его диаконом Покровского храма г. Барнаула. А 11 января 1959 года епископом Донатом (Щеголевым) диакон Николай Войтович был рукоположен во иерея и оставлен штатным священником Покровской церкви. Через год о. Николай был назначен настоятелем церкви и благочинным церквей Алтайского края. Он нес это послушание до 1994 года. В 1994 году его назначили помощником настоятеля Покровского кафедрального собора и настоятелем Димитриевской церкви.

За усердное служение Православной Церкви отец Николай Войтович получил высокие церковные и государственные награды: орден Святого князя Владимира (III степени), орден преподобного Сергия Радонежского (III степени), ордена Святого князя Даниила (II и III степеней), орден Почета. Имел множество архиерейских грамот и наград. К 16-летию награждён правом ношения митры, к 29-летию – правом ношения двух крестов, удостоен права служения при открытых Царских вратах.

Сын отца Николая, протоирей Александр Войтович, продолжил священническую династию. Он является настоятелем Богоявленского храма г. Барнаула и Александро-Невского собора, а также благочинным Северного округа Барнаульской епархии.

Став настоятелем Димитриевской церкви, о. Николай в первую очередь начал обустраивать в пристройке к храму придел, так как у самого храма были только стены. За короткий срок была сооружена крыша, обшиты гипсокартоном потолок и стены, выложен плиткой пол, изготовлены и установлены окна и двери. В 1997 году в пристройке к храму епископом Барнаульским и Алтайским Антонием был освящен престол в честь святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Пристройка была готова для совершения богослужений и треб. Но работа по восстановлению храма предстояла колоссальная, требующая огромных средств. Поэтому по-настоящему реконструкция храма началась только с 2006 года, когда были выделены федеральные средства на его восстановление как памятника архитектуры.

19 мая 2009 года Преосвященнейший Максим, епископ Барнаульский и Алтайский, освятил купол и крест на восстанавливаемую церковь. Сразу после освящения крест был водружен на храм. К сожалению Николай Войтович не увидел уже восстановленный в первоначальном виде храм – после продолжительной болезни он отошел ко Господу 7 марта 2010 г. Отец Николай считал, что самой большой наградой для него была любовь прихожан. Светлая память о батюшке остаётся во многих сердцах его многочисленной паствы. Отец Николай похоронен на городском Власихинском кладбище рядом с могилой жены, матушки Ариадны.

отец Александр Юрьевич Абрашкин В 1999 году в Димитриевский храм был назначен второй священник – Александр Юрьевич Абрашкин. В 1990 году окончил барнаульскую среднюю школу № 108. 1 декабря 1996 года, ещё будучи семинаристом, был рукоположен во пресвитера Преосвященнейшим Антонием, епископом Барнаульским и Алтайским. С 21 января 1997 года назначен настоятелем Сретенской церкви с. Налобиха Косихинского района и одновременно сверхштатным священником Покровского кафедрального собора г. Барнаула. 10 сентября 1999 года о. Александр освобождён от должности настоятеля церкви Сретения Господня с. Налобиха и временно назначен священником Никольской церкви г. Барнаула, а с 25 сентября того же года определен штатным священником Димитриевской церкви г. Барнаула. С 11 марта 2010 года о. Александр является настоятелем Димитриевской церкви.

За усердное служение церкви Божией награждён правом ношения набедренника, камилавки, а также золотым наперсным крестом. О. Александр является духовником Регентской школы при Барнаульской православной духовной семинарии. Димитриевский храм постепенно восстанавливался, а в это время регулярно шли службы в приделе святителя Николая. Вначале прихожан было немного, но постепенно приход увеличивался, люди вносили свой посильный вклад в возрождение храма. Особо стоит отметить Игоря Дмитриевича Кравченко, директора строительной организации ООО «Енко», который с самых первых дней занимался строительно-реставрационными работами храма.

В 2004 году при Димитриевской церкви открылась воскресная школа для детей. Её ведет Лебедева Елена Валентиновна – педагог с высшим образованием, она окончила также курсы по основам православной культуры в Троице-Сергиевой Лавре.

При храме также работает воскресная школа для взрослых. На занятиях изучается Священное Писание, Псалтирь, закон Божий, священники отвечают на вопросы, волнующие участников, просматриваются и обсуждаются фильмы.

Димитриевский храм в настоящее время является центром православного воспитания молодёжи. В октябре 2004 года по благословению настоятеля Никольского храма, протоиерея Михаила Капранова, был создан молодёжный кружок «Слово», инициатором и первым руководителем которого был Павел Тайченачев. Основная направленность кружка – миссионерская. Для участников кружок стал школой воцерковления, познания Закона Божия.

В феврале 2006 года по благословению Преосвященного Максима, епископа Барнаульского и Алтайского, руководителем молодёжного епархиального отдела был назначен иерей Александр Абрашкин. С этого времени молодёжь из объединения «Слово» стала собираться в помещении воскресной школы Димитриевской церкви.

В 2007 году образован хор «Слово», основателем и первым регентом которого стала Нина Попова, выпускница Регентской школы при Барнаульской духовной семинарии.

Большинство участников объединения ежегодно идут крестным ходом в с. Коробейниково, где находится алтайская святыня – Коробейниковская Казанская икона Божьей матери, а также в крестный ход «По стопам миссионеров» в Горном Алтае.

Из молодёжного объединения вышли священники: о. Павел Тайченачев, о. Пётр Лисицкий, о. Александр Микушин, о. Дионисий Вещагин; учатся в Барнаульской духовной семинарии: Максим Ворожцов, Семён Шашков, Александр Девятых, Сергей Солдаткин, Владимир Зяблов.

С созданием воскресных школ при Димитриевском храме начала формироваться и церковная библиотека.

Храм непрерывно развивается, ещё много работы по возрождению здания храма, его внутренней отделке, есть над чем трудится. Как сказал архиепископ Серафим (Соболев) «Храмоздательство является одним из величайших спасительных для нас дел, поскольку здесь проявляется не только наша вера во Христа, но и истинная любовь к Богу, которая стоит во главе всех Божественных заповедей».