Монастырский устав: cухоядение (хлеб, овощи, фрукты).
Мч. 42-х во Амморее (икона) Константина, Аетия, Феофила, Феодора, Мелиссена, Каллиста, Васоя и прочих с ними. Прп. Иова, в схиме Иисуса, Анзерского. Прмчч. Конона (икона) и сына его Конона. Обретение Честного креста и гвоздей св. равноапостольной царицею Еленою (икона) во Иерусалиме. Прп. Аркадия Кипрского. Прп. Фридолина Зекингенского. Икон Божией Матери: Ченстоховской (икона), "Благодатное Небо" (икона) и Шестоковской (икона).
Димитрий, святитель, митрополит и чудотворец Ростовский, сын полкового сотника Саввы Григориева, родился близ Киева, в городке Макарове, в декабре 1651 г. и при крещении был назван Даниилом.
Наученный грамоте в доме родительском, юный Даниил поступил для дальнейшего образования в Братское училище при Богоявленской церкви в Киеве. На 18-м году жизни Даниил постригся в монахи в Киевской Кирилловой обители, где и наречен был Димитрием. В 1669 г. посвящен был Димитрий в Каневе митрополитом Иосифом Тукальскимво иеродиакона. В 1675 г. блюститель Киевской митрополии Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский, вызвал Димитрия в Густынский Троицкий монастырь, где сам находился по случаю освящения храма, и там рукоположил его в иеромонаха, а потом назначил проповедником при кафедре Черниговской.
Молва о назидательных духовных поучениях Димитрия распространилась по Малороссии и Литве, так что многие обители приглашали его к себе. Движимый благочестивым усердием к утверждению колебавшегося в тех странах православия, Димитрий начал проповедывать в Литве, в Виленском Свято-Духовом монастыре и в Слуцком Преображенском. Возвратясь через три года в Малороссию, поступил он в Николаевский Крупицкий монастырь в городе Батурине.
В 1681 г. Димитрий посвящен был во игумена Преображенской Максаковской обители, что близ города Борзны, а через год переведен в Батуринский монастырь, где вскоре отказался от настоятельства и пожелал жить в монастыре уединенно. В это время пригласил к себе Димитрия архимандрит Киево-Печерского монастыря, Варлаам, и предложил ему заняться собранием, исправлением и изданием книг житий святых ("четьих миней"), почитаемых Греко-РоссийскоюЦерковию. Димитрий переселился в Лавру и приступил к великому труду.
В 1686 г. гетман Мазепа и духовенство Батуринское уговорили Димитрия вновь принять настоятельство в Батуринском монастыре. Гетман, отправляясь в Москву, взял с собою и Димитрия. Там поднесли они царям Иоанну, Петру и царевне Софии первую часть Димитриевойчетьи-минеи. По возвращении в монастырь, Димитрий, для более успешного продолжения труда своего, отказался от настоятельства и уединился в келии, которую в дневных своих записках называет скитом.
В 1697 г. Димитрий был назначен настоятелем Киевского Кириллова монастыря, где вскоре был произведён в архимандрита Черниговского Успенского, Елецким именуемого, монастыря, а в 1699 г. переведён в Новгород-Северский монастырь. В 1701 г. государь Петр I повелел призвать архимандрита Димитрия в Москву. Там, из уважения к трудам и познаниям святого, Петр Алексеевич пожаловал ему кафедру митрополита Тоболького и Сибирского. Государь, желая распространить свет христианства среди Сибирских инородцев, избрал для сего достойного проповедника Слова Божия. Но назначением сим свт. Димитрий воспользоваться не мог: и по нездоровью своему, и из-за труда своего, который он должен был довершить. Ему дозволено было остаться в Москве. Через год открылась вакансия Ростовской и Ярославской митрополии, на которую Димитрий и был определен в 1702 г., января 4-го.
Приступив к управлению своей паствой, новый святитель Ростовский разослал к священнослужителям два окружных наставления с изъяснением их обязанностей в отношении себя и чад духовных. Чтобы впредь предуготовить для Церкви способнейших служителей, он открыл в Ростове семинарию. В то время и в Ростове, и в Ярославле было много раскольников, главные учителя которых, укрываясь в Брынских лесах, распространяли противное православной церкви учение. Для утверждения паствы своей в православии, заботливый пастырь принужедн был часто объезжать свою епархию, а для обличения раскольнических заблуждений сочинил он книгу под названием "Розыск о раскольнической Брынской вере", которую разослал в списках при окружном своем послании ко всем духовным властям Ростовской епархии.
Сверх того, занимался он неослабно и другими пастырскими делами: писал народные поучения, сочинял на разные случаи наставления, размышления и тому подобное. Уже слабое, а от тяжких трудов еще более расстроенное здоровье святителя Димитрия, не позволило Ростовской пастве долго пользоваться наставлениями своего владыки. Он управлял епархиею только семь лет.
Преставился святитель в 1709 г, октября 28-го. Погребен он был, по завещанию своему, в Ростовском Иаковлевом монастыре. При перестройке монастырской церкви в 1752 г. обретены были 21-го сентября нетленные мощи свт. Димитрия. По освидетельствовании и точном удостоверении в нетленности мощей, а также в чудесах, от них происходивших, Православная Российская Церковь (в 1757 г., апреля 22-го) причислила свт. Димитрия к лику святых и празднует память сего чудотворца 28-го октября, в день его кончины, и 21-го сентября, в день обретения мощей.
Тогда же поручено было митрополиту Ростовскому, Арсению, составить жизнеописание святого. Службу ему написал Амвросий, епископ Переяславский. Нетленные мощи святителя Димитрия почивают открыто в юго-западном углу соборного храма во имя Зачатия св. Анны, в серебряной раке, устроенной благочестием императрицы Елизаветы Петровны. Переложение мощей из прежней раки во вновь устроенную последовало в 1763 г., мая 25-го, в присутствии императрицы Екатерины II, прибывшей для сего из Москвы в Ростов после царского своего венчания.
Из сочинений святителя Димитрия доныне известны:
Кроме того, свт. Димитрий написал силлабическими стихами несколько драм духовного содержания: "Рождество Христово", "Кающийся грешник", "Эсфирь и Агасфер", "Димитриевская", "Успенская" и "Воскресение Христово". Одна из них, "Эсфирь и Агасфер", представлена была однажды в Великий пост на придворном театре при императрице Елизавете Петровне. Списки некоторых драм есть в Российской патриаршей библиотеке. Из духовных его стихотворений (Псалмы и Канты) некоторые напечатаны. Прочие неизданные сочинения свт. Димитрия хранятся в рукописях в разнях библиотеках.
Имя святителя Димитрия славилось не только заслугами в церковной словесности. Оно еще более украшалось христианскими высокими добродетелями, ибо кроме попечения о пастве своей, он особенно сострадателен был к больным, нищим, сирым и беззащитным, и на них употреблял все избытки своего имения. С 1787 г. кафедра архиерейская была перенесена из Ростова в Ярославль, и архиереям назначено именоваться архиепископами Ярославскими и Ростовскими. В то же время поступила и ризница архипастырей Ростовских в Ярославль.