Календарь

Свт. Алексий, митр. Московский

День памяти

Мчч. Фалалея (икона), Александра и Астерия. Обретение мощей свт. Алексия (икона), митр. Московского, всея России чудотворца. Мч. Аскалона. Прпп. Завулона и Сосанны, родителей равноапостольной Нины (икона). Блгв. кн. Довмонта (икона), во св. Крещении Тимофея, Псковского.

Евангельские Чтения


Икона Святой Троицы

Икона Святой Троицы

«ТРО́ИЦА», распространенный в иконописи сюжет, в котором нашел отражение догмат Христианской церкви о троичности Бога и единосущности Его ипостасей — Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого.

Существуют три иконографических типа «Троицы» — «Ветхозаветная Троица», «Отечество» и «Новозаветная Троица», из которых каноническим считается только первый. Он основан на библейском рассказе о явлении в дубраве Мамре Аврааму и Сарре Бога в образе трех мужей (ангелов), которых они принимали под сенью дуба; один из них предсказал Сарре рождение сына (Бытие 18: 1—16).

В византийской иконографии изображение этого сюжета получило название «Гостеприимство Авраама». Согласно богословским толкованиям, в образе трех мужей-путников произошло явление трех лиц Бога-Троицы. Иллюстрируя этот сюжет, художники подчеркивали либо момент гостеприимства Авраама, изображая множество бытовых деталей, либо явление трех ангелов, явление Бога Сына в сопровождении двух ангелов.

Наиболее известна икона «Троицы» работы Андрея Рублева (между концом 14 века и 1427, Третьяковская галерея), в которой изображены три ангела (без Авраама и Сарры), сидящие вокруг стола-трапезы с жертвенной чашей в центре; образ центрального ангела символизирует Бога Сына Иисуса Христа, приносящего Себя в жертву ради спасения людей от первородного греха и смерти, рука этого ангела благословляет чашу с лежащей в ней головой жертвенного тельца (символ Евхаристии); ангелы в знак взаимного согласия и любви склоняют друг к другу головы (символ мировой гармонии). Композиция иконы имеет форму круга, объединяющего и соединяющего в единое целое образы трех ангелов, наглядно выражая идею неслиянности и в то же время нераздельности трех ипостасей единого Бога. Над средним ангелом — дерево, изображающее, согласно библейскому сюжету, Мамврийский дуб и одновременно — древо жизни. Над ангелом слева — здание: дом Авраама и символ Божественного устроения мира. Справа — гора: знак духовного восхождения. Икона была выполнена для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры; в 16 веке, вероятно, находилась в Москве, где была украшена драгоценным окладом, а затем, как вклад царя Ивана Грозного (см. ИВАН IV Грозный), возвращена вновь в монастырь. Почиталась как чудотворная икона, с нее делали многочисленные списки.


Возврат к списку